Особенности поведения и воспитания ребенка в 1 год

Вашему малышу исполнился уже годик. Позади остались бесконечные тревоги,  которые сопровождали каждый этап развития крошечного детского организма: болезни грудничка, его первые попытки переворачиваться, ползать, садиться, затем вставать и, наконец, ходить. Педиатры на данном этапе говорят мамам, что самое сложное в жизни малыша осталось позади.

Однако, проблем, вопреки ожиданиям родителей, не только не уменьшилось, а даже прибавилось. С каким нетерпением вы ждали, когда же кроха научится самостоятельно ходить. Казалось, что с этим детским навыком родителям станет легче, ведь теперь ребенка не нужно все время носить на руках. Да, малыш уже умеет бегать, что и делает целый день, топая по квартире, и приставая к родителям со своими бесконечными прихотями и капризами.

Поведение ребенка в 1 год

Поведение годовалого малыша богато сюрпризами для родителей. Начав самостоятельно ходить, ребенок уже и чувствует себя иначе. Малыш осознает, что теперь у него появилось гораздо больше возможностей, и активно пользуется этим, исследуя окружающий мир с неутомимой энергией. Ребенок стремится проинспектировать самые, по его мнению, интересные места в доме и потрогать все незнакомые предметы.

Препятствовать таким действиям ребенка просто бессмысленно, да и не нужно. Родители только должны максимально обезопасить пространство квартиры, в котором малыш имеет доступ к тем или иным предметам, емкостям, приборам. Все, что колется, режет и бьется, уберите на антресоли. Мелкие предметы также лучше убрать из сферы досягаемости ребенка.

Яркой чертой поведения годовалого малыша является его стремление к самостоятельности. Окружающие ребенка взрослые – это уже не всемогущие существа, а его помощники и друзья. Логика поведения 12-месячного ребенка еще сильно отличается от взрослой, и не всегда достигается взаимопонимание между родителями и малышом, который может среагировать на это весьма бурно.

Например, недовольная реакция ребенка может сопровождаться визгом, истерическим поведением, падением на спину с дрыганьем ногами. Таких реакций будет гораздо меньше, если родители будут внимательны к ребенку, прилагая усилия к тому, чтобы точно понять, что означает то или иное слово или просьба малыша.

Учтите также, что в данном возрасте детишки копируют поведение взрослых, чтобы чувствовать себя своим в их компании. Малыш становится настоящим маминым «хвостиком», следуя за ней по пятам и повторяя всё, что она говорит или делает.

воспитание ребенка от 1 года

Особенности поведения ребенка в 1 год


Когда первый год жизни подходит к завершению, ребенок может стремительно измениться, в очень короткий срок стать неуправляемым, бесконтрольным. Что это означает, и как родителям справиться с таким поведением их крохи?

Кризисный период не обязательно наступает точно к 12 месяцам. Кризис первого года может начаться и в 10 месяцев, и в годовалом возрасте, и в год с небольшим. Родители вдруг замечают, что их ребенок стал проявлять больше самостоятельности после того, как уверенно встал на ножки. Он уже ходит сам, и остановить и удержать его становится крайне сложно. Как только малыш поднялся после ночного сна, он рвется исследовать окрестности и, как правило, такие, куда его доступ, мягко говоря, совсем нежелателен.

На любые запреты родителей малыш реагирует бурно и возмущенно: он плачет и кричит, упрямится и капризничает. Если такое поведение не возымеет действия на взрослых, малыш переходит к более серьезным «аргументам» — истерике и картинному падению на землю с дрыганьем ногами. Подготовка малыша к прогулке или простая и отработанная смена памперса превращаются для матери в нелегкое испытание.


Особенности психологического развития ребенка в 1 год


Родителям кажется, что их капризный малыш ведет себя совершенно непоследовательно. Вроде бы, он требует к себе внимания матери, а при ее попытках приласкать его – сопротивляется. Приставать к родителям ребенок предпочитает в самые неподходящие моменты – когда они заняты чем-то серьезным. При этом малыш предпочитает всюду следовать за мамой: он хватается за ее одежду, не дает уложить себя в кроватку, визжит при первом же подозрении, что мама собирается куда-то выйти из квартиры без него.

Сон и еда малыша также претерпевают не лучшие изменения. Длительность сна укорачивается, а время укладывания ребенка в постель увеличивается. Вкусовые предпочтения ребенка могут измениться: вроде бы, до сих пор он с покорно ел то, что предлагала ему мама, а сейчас ему подавай только особые блюда, например, макароны, политые вареньем. А другую пищу малыш категорически есть отказывается. Некоторые малыши вообще начинают воротить нос от еды, третьи – едят периодами. А удержать ребенка за столом – это целая проблема. Он вертится по сторонам, отвлекается от еды поминутно, и 15 минут спокойного сидения для него становятся настоящей пыткой.

В психологическом развитии малыша наступает серьезный перелом, который заключается в осознании ребенком собственного «Я». Научившись самостоятельной ходьбе, малыш получил физическую независимость. Вслед за этой независимостью к нему стали приходить собственные желания, которые он уже в состоянии удовлетворить собственными усилиями. Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность.

Раньше малыш не чувствовал себя отделенным от окружающего мира, а теперь он вдруг обнаружил, что у него имеются свои потребности и стремления, которые, по его мнению, можно и нужно удовлетворить любым способом. Отсюда и детские «я хочу – дай мне» — проявление воли малыша и его целеполагания. Теперь ребенок – это личность, которая взирает на родителей и окружающий мир совершенно по-новому.


Программа развития и воспитания ребенка в 1 год 


Совет мамам и папам по воспитанию детей 1 года. На данном, кризисном, этапе самое главное – это понять, что детский негативизм – это норма. Бывает, что родители даже не замечают, что у их малыша кризис, если ребенок ведет себя без плача и истерик. Но кризис случается у всех малышей-годовичков. Они учатся себя утверждать в этом мире. А родителям важно выступать не противником малыша, а его поддержкой. Пусть даже вам это кажется смешным и нелепым – подстраиваться под такого «шпингалета». Если вы желаете своему крохе добра, перестройте свое поведение и выберите оптимальный способ взаимодействия с ребенком.

Поймите, что для вашего ребенка вы уже не являетесь тем всемогущим существом, в силах которого было разрешить любую проблему малыша. Теперь для ребенка родители перекочевали в разряд друзей и помощников, с которыми можно играть, от которых можно чего-то добиваться. Ну и, между делом, малыш будет вам подражать. Теперь вашим стилем общения с ребенком должно стать сотрудничество, а не руководство. Однако не забывайте демонстрировать малышу свою любовь – она для него остается наиважнейшей потребностью.

Чем больше у малыша запретов, чем чаще он будет демонстрировать проявления негативизма. Родителям следует постараться создать для ребенка такую среду, в которой не будет места запретам или останется их минимум. В доброжелательной и безопасной обстановке количество детских истерик сойдет на «нет», и ваш малыш с минимальным ущербом для своей психики пройдет сквозь кризисный период.

Все опасные предметы спрячьте, углы мебели защитите мягкими накладками, нижние ящики заприте или наполните вещами, с которыми малыш будет с увлечением возиться. Во время прогулок избегайте потенциально опасных мест, где малышу придется выслушивать ваши постоянные «нельзя». Лучшие места для прогулок с годовалым малышом – это парки и скверы.

Малыши еще не умеют полноценно разговаривать, но интонации в речи взрослых они улавливают превосходно. Крик и нотации исключите из своей речи. Объясняйте ребенку все спокойным уверенным тоном. Запрещая что-либо, объясните, почему это делать нельзя. Очень эффективным является способ отвлечения детского внимания на более безобидные вещи. Например, малыш рвет книгу — подсуньте ему газету или журнал. Хочет поваляться на земле – предложите ему это сделать на скамейке, подав личный пример. Бросается песком – покажите, что можно собирать листья и ими бросаться.


Возрастной кризис у детей 1 года: причины 


Обретя самостоятельность и возможность исследовать окружающий мир, малыши вдруг обнаруживают, что их стремления и порывы натыкаются на барьер родительских запретов. Малышу чего-то хочется, и он пока еще не в состоянии понять, что не всё, что он хочет, ему будет позволено. Мама или запретит ему или откажет.

Вдобавок к этому, как же эти взрослые непонятливы иногда! Вроде бы и демонстрируют свою готовность помочь, а делают совершенно не то или дают совсем не то, что просишь! А объяснить, чтобы до них, наконец, дошло, — ну, не получается! И как прикажете такое терпеть? Надо закатить истерику.

Ваш малыш – новичок в этом мире. И взирать на него и его поступки вам следует не с раздражением и нетерпением, а с терпеливой мудростью, любовью и желанием помочь.

 

Видео психолога » Воспитание ребенка 1 года. Кризис 1 года: что делать?»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector