Психологическое развитие младенца

Психологическое развитие младенца

За первый год дитя достигает огромных успехов в физическом плане. Колоссальными темпами меняется и его психологическая сторона, кроха начинает разбираться в свойствах окружающего мира и в особенностях взаимоотношений.

Психологическое развитие детей происходит одновременно с обретением физических навыков в определенном порядке. По тому, как младенец ведет себя и что уже умеет делать, специалисты определяют, развивается ли грудничок правильными темпами. Если психомоторное развитие ребенка идет не стандартными темпами и задерживается, такая ситуация требует особого внимания, ведь она может сигнализировать о наличии неврологических проблем. Отстающее двигательное или психологическое развитие детей нуждается в своевременной коррекции.

Мозг новорожденного

Психологическое развитие детей начинается еще во внутриутробный период. Природа одаривает ребенка врожденными рефлексами, которые оберегают малыша, пока он не наработал собственного опыта и не научился управлять собственным телом. Созревание мозга с первых дней жизни грудничка стимулируется работой анализаторов: сначала кожей, потом слуховыми и зрительными органами. Впоследствии малыш накапливает когнитивное познание, исследуя мир и свойства предметов самостоятельно: он хватает предметы, бросает их, оценивает, как они звучат.

Чтобы психическое развитие ребенка первого года жизни и развитие мозга проходило как положено, родителям следует «заставлять» его работать:

  • в первые месяцы чаще гладьте кроху, прижимать его к себе, ведь пока он воспринимает мир только с помощью осязания;
  • чаще разговаривайте с малышом, окружайте его звуками разного характера, повесьте над кроваткой погремушки, включайте мелодичную музыку и т.д.;
  • предоставьте достаточно «пищи» для глазок младенца, у него должны быть разнообразные яркие игрушки простых цветов, а с 4-5 месяцев на них могут появляться мелкие орнаменты.

Формирование личности младенца

В первый год у детей происходит закладка личности. Все качества, которыми будет обладать ребенок, незаметно формируются в ходе ежедневного общения с родными. Малыш привязывается к близким, начинает испытывать любовь к ним, тянется к определенным игрушкам.

Врожденные особенности нервной системы закладывают основы темперамента ребенка, а условия, в которых он проживает, — окончательно формируют его. Младенец прекрасно чувствует наше настроение, следит за нашим поведением и поступками, а впоследствии начинает копировать нас же.

При этом характер детей может кардинально меняться под воздействием возрастных психологических кризисов, которые происходят в период младенчества. Самый крупный из них приходится на конец первого года жизни и связан с активным изучением мира и свойств предметов. Ребенок, научившись ходить, начинает обладать определенной мобильностью и может передвигаться самостоятельно.

Любознательность заставляет малышей активно изучать предметы и их свойства, особенно сильно детей тянет к запретному. Они словно проверяют границы дозволенного, пробуют, что можно делать, а за что последует наказание. Подобные исследования нужны для формирования самосознания грудничка, а вы должны его корректировать с помощью мягкого воспитания.

В этот период младенец может резко стать капризным, начинать истерики, услышав запрет от родителей, бросать вещи и даже поднимать на близких руку. Вам не нужно пугаться и корить себя, что вы воспитали кроху как-то не так: такое поведение у годовалых детей — возрастная норма, и скоро скорректируется самостоятельно.

Эмоции

Проявление эмоций — очень важный аспект психологического развития и формирования самосознания малыша до года. Чувства ребенка постепенно, по мере созревания его нервной системы, начинают раскрываться.

  1. У новорожденного преобладают отрицательные эмоции. Среда, в которую дитя попадает после рождения, очень агрессивна, и поэтому малыш постоянно плачет — из-за дискомфорта, голода, боли или действий над ним.
  2. Постепенно кроха начинает переживать и положительные эмоции. Младенец привыкает к близким, узнает их и радуется их появлению.
  3. Научившись управляться со своими руками, младенец искренно радуется, когда ему удается схватить и удержать в руке игрушку.
  4. Полугодовалый ребенок радуется новинкам — купленным или вытащенным из «закромов» забытым игрушкам.
  5. С 7 месяцев грудничок сильно привязывается к матери и может испытывать ревность, если она держит на руках домашнее животное, чужого ребенка или просто обнимается с папой.

Темпы развития

В период младенчества происходит стремительное развитие мозга крохи, а вместе с ним расширяется и психологическое познание дитя. Задача родителей — окружить грудничка так называемой «развивающей средой», которая будет способствовать быстрому освоению необходимых навыков, ведь познавательное развитие младенца происходит ежедневно параллельно с его физическим развитием.

Первое полугодие

1 месяц

В возрасте 10 дней новорожденный может следить за движущимся крупным предметом. Чтобы помочь важному анализатору — глазам — развиться, вы должны несколько раз в день тренировать их, пронося на расстоянии 40-60 см от лица малыша яркую игрушку. Зрительные органы очень важны для когнитивного опыта младенца, с их помощью он видит и может впоследствии анализировать увиденное.

2 месяц

На втором месяце кроха начинает свое физическое развитие, а вместе с ним продолжается и психологическое. Его мышцы укрепляются, и он уже способен, лежа на животике, удерживать головку. Сейчас нужно продолжать тренировать глаза, располагая игрушки на расстоянии от малыша, а также окружать грудничка разными звуками.

3 месяц

На третьем месяце младенец начинает общение с близкими, он учится пользоваться своим голосом, и вы можете услышать в детской гуление. Грудничок уже улыбается, увидев вас или услышав знакомый голос. Его глазки достаточно крепнут, чтобы он мог долго следить за движущимися объектами — сейчас самое время повесить над кроваткой мобиль, желательно со сменными игрушками. Так вы сможете перевешивать их, когда малышу наскучат предыдущие.

4 месяц

Когнитивное познание на четвертом месяце формируется не только благодаря увиденному или услышанному крохой, но и из осязания. Младенец случайно натыкается ручками и ножками на предметы и прислушивается к звукам, которые издают от удара игрушки. Для развития грудничка будет полезно, если вы повесите погремушку-растяжку так, чтобы он мог задеть ее. Трогая ее, добиваясь от игрушки звучания, ребенок будет познавать свойства объектов.

5 месяц

На пятом месяце в психологическое поведение детей добавляется «комплекс оживления», когда они, увидев близкого человека, начинают радоваться и активней двигаться. Ребенок уже умеет смеяться, а в «арсенале» родителей должно накопиться несколько эффективных способов добиться от крохи заразительного смеха. Дитя подолгу гулит, вслушивается в то, что у него получается произнести и анализирует. Малыш учится управлять своими ручками и может самостоятельно хватать игрушки, рассматривать их и пробовать «на зуб».

Сейчас самое время окружить кроху разнофактурными предметами — кладите рядом с ним мягкие и твердые, теплые и прохладные, гладкие и шероховатые, звенящие и шуршащие объекты различных цветов. Ощупывая их и помещая в ротик, кроха будет получать тактильный опыт.

6 месяц

К шести-семи месяцам уже видна привязанность детей к тем людям, что окружают его ежедневно. Они тянутся к родным, а к незнакомцам относятся с опаской. Это очень важный момент в формировании самосознания дитя — малыш учится разделять окружающих на «своих» и «чужих». До года возрастная боязнь незнакомцев должна еще больше усилиться.

Сейчас грудничок понимает разницу между строгой и ласковой интонацией и реагирует на нее. Теперь вы можете усилить элементы воспитания, голосом показывая, когда вы довольны, а когда огорчены. Младенчество — важный этап формирования личности ребенка и его самосознания, и именно сейчас он учится взаимодействовать с людьми. Начав процесс воспитания сейчас, вы сможете направить малыша по верному пути.

Второе полугодие

Многим родителям кажется, что во втором полугодии кроха развивается быстрей, не только с физической, но и психологической стороны. На самом деле темпы нисколько не меняются, просто в первые полгода младенец словно подготавливается, накапливает силы, когнитивный опыт и укрепляет мышцы, чтобы освоить необходимые двигательные навыки.

7 месяц

На седьмом месяце большинство детей полностью осваивают перевороты, а некоторые даже начинают ползать. Лепет перерастает в слоги, состоящие из разных звуков. Ребенок подолгу может лежать и проговаривать разные их сочетания, зачастую придавая своей речи узнаваемый ритм любимых стихов или подслушанного телефонного разговора.

Продолжается наработка тактильного опыта — малыш уже умеет перекладывать объекты из одной руки в другую. Некоторые дети любят бросать игрушки или соски: это не бунтарство, а один из видов исследования мира. Изучая свойства предметов, малыш нарабатывает когнитивное понимание сути вещей, получает свой собственный опыт взаимодействия с окружающей дитя средой.

8 месяц

На восьмом месяце грудничок продолжает изучать свойства предметов — бросает их, стучит ими о твердую поверхность. Ребенок уже знает названия предметов и может показать, где находятся «статичные» объекты — окно, штора, дверь, настенные часы. Малыш активно знакомится с миром и нарабатывает собственный опыт, ошибки и победы, которые он ежедневно совершает, очень важны для формирования его самосознания.

9 месяц

Девятый месяц характеризуется относительной усидчивостью малыша. Он уже может ползать и довольно уверенно сидит, и способен надолго увлечься игрушками. Младенец наблюдает за действиями родителей с предметами и повторяет их: катает мяч или машинку, кормит и поит своих кукол, заботливо укладывает спать любимцев.

10-11 месяцы

На десятом-одиннадцатом месяце продолжает активно формироваться речь ребенка. Он уже осваивает несколько слогов и постоянно их повторяет. Это уже не экспериментальное перебирание звуков, а осознанное произнесение. Ваша задача воспользоваться тем, что кроха копирует ваши движения и ежедневно делать с ним артикуляционные упражнения, провоцируя его произносить вслед за вами звуки.

Малыш хорошо запоминает названия предметов и может подать вам названный объект. Активно нарабатывайте пассивный словарный запас дитя, комментируя свои действия и обучая словам во время игры или процесса воспитания.

1 год

К двенадцати месяцам малыш не только должен научиться ходить с поддержкой, но и освоить произношение первых слов. Это будут простые или звукоподражательные наименования (мама, би-би, баба, папа, аф-аф, дай), некоторые дети выдумывают и свой собственный язык. Родители должны помогать крохе осваивать речевые навыки, ежедневно занимаясь с ним, постоянно разговаривая и комментируя свои действия.