Любая новоиспеченная мать задается вопросом, когда ребенок должен научиться держать головку самостоятельно, ползать, переворачиваться, ходить, говорить и так далее. Развитие малыша – это достаточно индивидуальный процесс, однако есть определенные этапы, когда считается нормальным то или иное умение малыша. Каждый месяц – это новый этап в жизни малыша, поэтому родители часто отмечают такие маленькие даты. После года месяцы уже не имеют такого большого значения. Разберемся в данной статье, какие умения должен осваивать ребенок в каждый последующий месяц жизни, начиная с момента рождения. Развитие ребенка по месяцам имеет приблизительно такой вид.
Содержание
Месяц первый
Новорожденный малыш до года не умеет самостоятельно держать головку, а к концу первого месяца жизни он пытается удерживать ее в течение нескольких секунд, однако не стоит забывать постоянно придерживать головку малышу. Новорожденный малыш при нормальных родах без патологий с первых секунд жизни уже имеет сосательный рефлекс. После первого месяца жизни у него наблюдается небольшая активность, сон малыша на протяжении суток должен приблизительно составлять около 22 часов, это при условии, что он не голоден и все его пожелания тут же исполняются. Кушает малыш каждые 3 часа, причем в ночное время также. Уход требуется по мере необходимости.
Ребенок до года следит за взрослыми, различает шум и яркие цвета, движение, реагирует на такие действия. На людей смотрит очень пристально, рассматривает, изучает. По голосу и запаху малыш до года может узнавать родную мать.
Два месяца
К двум месяцам первого года малыш начинает бодрствовать немного дольше, но все больше спит, хотя длительность сна в течение дня уменьшается. Периоды гуляния ребенком занимают не более получаса, поскольку малыш начинает уставать. Уход необходим во время бодрствования. Кушает по требованию каждые три часа. Если ничего его не беспокоит, то веет себя он очень спокойно. Все чаще начинает фиксировать свой взгляд на некоторых интересных предметах, пытается их пощупать, попробовать на вкус. Необходим уход за телом, массажи.
Ребенок начинает различать интонацию, с которой к нему или между собой общаются взрослые. Если его положить животиком на кровать, то он будет уверенно самостоятельно удерживать голову. Общение с родителями приносит ему удовольствие, он предпочитает, чтобы его носили на руках.
Третий месяц
К трем месяцам первого года развитие характеризуется снижением общей продолжительности сна, ребенку вполне достаточно спать три раза в день, при этом общее время сна может составлять около 15 часов. В три месяца первого года жизни ребенок начинает «гулить», он рассматривает взрослых, а также интересные ему предметы, игрушки, изучает их. Если он слышит некоторые звуки, то может поворачивать головочку в сторону его источника.
В этот период малыш грудного возраста начинает различать интонацию, с которой взрослые с ним общаются. Он может уже пытаться переворачиваться на бочок. Ему интересно изучать части тела свои собственные, а также родительские. Уход за ребенком необходим постоянный. Ручки часто в кулачках, пытается ручками удерживать определенные предметы, погремушки, хватает маму за волосы.
Четыре месяца
Продолжительность бодрствования к четырем месяцам первого года увеличивается, ребенок спит три раза в день. Ночью может не кушать, но по требованию кормить нужно. Лежа на животике, опирается на ручки и уверенно держит свою головочку, поворачивает ею в сторону движущихся предметов или людей, оборачивается на звук. В это время он начинает пытаться переворачиваться сначала с животика на спинку, потом наоборот. Различает реакцию взрослых и уже имеет свои предпочтения. Если взрослый хочет взять ребенка на руки, то он начинает оживленно двигаться и гулить. Ночной сон приблизительно должен составлять 10 часов. Уход за ребенком включает игры, переодевания, кормления, сон.
Пять месяцев жизни ребенка
У младенца появляется повышенный интерес ко всему происходящему, он уже самостоятельно должен уметь переворачиваться со спинки на животик и наоборот. Также он в вертикальном положении должен опираться ножками на опору. У него проявляется рефлекс ходьбы. Постепенно он начинает учиться ползать, сначала это будет происходить в противоположное направление, то есть назад. Одного ребенка оставлять нельзя, поскольку он уже сам перемещается, может крутиться на животике по кругу, уход за ним требует все больше внимания. Ребенок до года различает родных и чужих людей. Чужих изучает, рассматривает. Развитие ребенка происходит как в двигательной сфере, так и в речевой. Отдельно стоит сказать про слюни, которые часто ребенок до года не успевает проглатывать. Начинается это примерно с 5 месяцев. Можно начинать с ним играть в самые первые игры со стишками. Если придерживать младенца под ручками, то он будет понемногу переставлять ножки. Присутствуют попытки малыша сесть, однако спинку он еще не держит.
Шестой месяц
В шесть месяцев малыш уже может уверенно сидеть и играть игрушками, держать их, менять, тарахтеть погремушками. Начинает следить за понравившимися предметами, например, за погремушкой, которую сам уронил. Реагирует на тон взрослых, при резком шуме может испугаться и расплакаться. Учиться ползать или понемножку ползет вперед. Прислушивается к звукам. Наблюдается развитие личных предпочтений. Уход за ребеночком требует много сил и внимания.
Нормальный ночной сон составляет 10 часов, днем спит три раза по 1,5 – 2 часа. В этом возрасте рекомендуется вводить первый прикорм, у ребенка возникают личные предпочтения в еде. Уверенно берет игрушки в руки. Если проговорить его имя, то ребенок отреагирует на звук.
Семь месяцев ребенку
В возрасте семи месяцев ребенок начинает проговаривать определенные звуки. Говорит «мама» или «папа». Сидит уверенно, спинку держит ровно. В манеже может самостоятельно вставать на прямые ножки. Реагирует на взрослых улыбкой, на чужих может быть противоположная реакция. Различает предметы и знает их названия, при обращении к нему с вопросами о местонахождении определенного предмета может поворачивать голову в поисках, происходит развитие речевых особенностей. Во время кормления не сидит на месте, если ест грудь, то может кусаться, поскольку в этот период прорезываются зубки, что доставляет малышу боль и дискомфорт. Может понимать запреты. Начинает испытывать страх при расставании с мамой, очень сильно привязан к матери эмоционально, постоянно цепляется за нее.
Восемь месяцев
Малыш грудного возраста уже может самостоятельно ходить за ручку, вставать и ползать. Различает любимые игрушки. Реагирует на музыку определенными движениями и радостным взглядом. На звуки реагирует звуками, отзывается. Может понемногу кушать мягкие продукты, надкусывает их. У него наблюдается концентрация внимания на определенный предмет или процесс, однако его легко при необходимости можно отвлечь. Некоторое время может находиться сам со своими игрушками. Уход за малышом должен быть постоянный. Лепечет и умеет махать ручкой в качестве приветствия или на прощание.
Девять месяцев
К концу девятого месяца малыш может пытаться самостоятельно ходить, хотя еще не уверенно. Понимает, что от него хочет взрослый, по просьбе может вставать или садиться. У него появляется понимание причинно-следственной связи и различает предметы по величине. Может складывать игрушки в коробочку или один предмет положить в больший. Для игры пользуется одновременно несколькими игрушками, двумя ручками манипулирует предметами. Ходит за ручку все увереннее.
Десять месяцев
Если ребенку исполнилось десять месяцев, то он уже может самостоятельно ходить, однако это сугубо индивидуальные особенности малыша. Постепенно начинает требовать определенные предметы или выполнить взрослого какие-то действия, например, взять его на ручки или дать вкусняшку или игрушку. Появляются новые слоги. Ползает очень быстро, может играть в догонялки. У него появляются любимые занятия и игрушки. Необходимо увеличивать время на уход на ним, требуется развитие речи, общайтесь с ребенком чаще.
Одиннадцать месяцев ребенку
В этом возрасте ребенок ходит сам или за ручку, ему уже не интересно просто сидеть на месте, его увлекают новые места, детки, предметы. Может имитировать звуки животных. Начинает учиться самостоятельно пользоваться ложкой и чашкой. Уход необходим также первым зубикам, знакомьте его с зубной щеткой. Складывает кубики в башни, мимикой может объяснить, что его беспокоит или чего он хочет. Если мама хочет отлучиться на некоторое время, то ребенок может огорчаться, идти за ней. Развитие речи наблюдается пассивное и активное в разной степени.
Двенадцать месяцев – годик!
К концу двенадцатого месяца ребенок уже умеет уверенно ходить. Также он может протестовать, если что-то делается вопреки его пожеланию. Развитие в данном возрасте ускоряется. В книгах может различать животных, начинает прислушиваться к тому, что читают родители, с интересом рассматривает новые книги. Увеличивается его двигательная активность, поэтому в то время, когда малыш начинает самостоятельно ходить, он может терять в весе, особенно если плохо кушает. Развитие малыша – это индивидуальный процесс, всех нельзя ровнять по одной мерке.