Предпосылки речевого развития в младенчестве

Предпосылки речевого развития в младенчестве

Все родители ждут от детей долгожданное первое слово. Но чтобы этот счастливый миг настал быстрей, а кроха продолжал радовать вас новыми осмысленными фразами каждый день, нужно приложить много усилий. Освоение речи — многогранный и долгий процесс, для которого нужны определенные предпосылки. Чтобы «голосовые упражнения» крохи переросли в осмысленные звуки во младенчестве, и по достижении года он мог произносить количество слов, превосходящее возрастные нормы, вы должны каждую минуту посвящать его развитию.

Важность периода младенчества

Младенчество — это этап, когда ребенок развивается не только физически. В период до года происходит закладка речевого фундамента у детей. Малыш постепенно понимает слова взрослых, и у него нарабатывается пассивный словарный запас.

Грудничок постепенно, шаг за шагом, приобретает навыки речевого общения:

  • Учится пользоваться речевым аппаратом;
  • знакомится со словами и их формами;
  • накапливает в памяти наименования предметов, признаков, действий;
  • учится строить общение со взрослыми и сверстниками.

Прежде чем ребенок после года начнет осознанно разговаривать, он должен на протяжении многих месяцев накопить указанные навыки в ежедневном общении с близкими. Чтобы вы могли помочь грудничку в освоении речи, нужно знать, какие нормы развития выделяют логопеды у детей до года, а также какие упражнения и занятия способствуют приобретению и закреплению необходимых артикуляционных навыков.

Развитие в первом полугодии

Первые полгода речь детей представляет из себя «гуление», которое из случайных звуков постепенно перерастает в младенческие игры голосом. Этот этап важен для развития речи, поскольку груднички старательно изучают способности своего артикуляционного аппарата, постепенно обучаясь им управлять.

Периоды развития речи

  1. 2-4 месяца. В этот период речь детей представляет из себя так называемое «гуканье», ребенок самыми простыми для его артикуляционного аппарата гортанными звукосочетаниями будет обращаться к вам или тренироваться наедине с собой.
  2. 4-5 месяцев. На этапе «гуления» простые слоги сменяются на певучее растягивание звуков. Младенец произносит их в высокой тональности, постоянно повторяет, находясь в одиночестве или обращаясь к вам. Сейчас грудничок вслушивается в то, что получается, анализирует и повторяет.
  3. 5-6 месяцев. Звуковой «ассортимент» расширяется, младенец может произнести разные гласные и согласные, соединяя их в разной последовательности, прислушиваясь и анализируя. Некоторые дети словно изобретают свой собственный язык, внимательные родители зачастую понимают, что именно требует от них кроха, произнося то или иное звукосочетание.

Активные «гуканья» и «гуления» — это важные предпосылки развития речевого аппарата детей во младенчестве.

Помогаем младенцу освоить звуки и их сочетания

Вы должны постоянно общаться с крохой, желательно в позитивном ключе. Обращайте внимание дитя на окружающие предметы, называйте их наименования, формы, цвет и иные характеристики. Ребенок поначалу не будет понимать смысла произнесенного вами, но он будет чутко реагировать на мелодию вашей речи и ее интонацию.

  • Уже в 3 недели новорожденный замирает в ответ на голос;
  • в 2 месяца вы уже можете успокоить плачущего кроху, разговаривая с ним.
  • в 3 месяца вы можете дождаться от малыша при общении обратной связи — он улыбнется или даже расхохочется;
  • в 5-6 месяцев дитя пытается копировать мелодии родительской речи, произнося свои звукосочетания.

Услышав от крохи повторяющиеся слоги, которые хорошо у него получаются, обрадуйтесь и произнесите их вслед за младенцем. Для развития ребенка очень важно дать ему обратную связь, продемонстрировать, что вы «понимаете» его и желаете общаться. Провоцируйте грудничка повторять получающиеся слоги вслед за вами, так дитя привыкнет к вашей роли учителя и будет впоследствии спокойно учиться говорить.

Как только вы заметите, что малыш стремится повторять за вами, начинайте играть с ним в «Перекличку». Когда у крохи будет хорошее настроение, сядьте рядом, чтобы он хорошо видел ваше лицо, и четко произносите разные звуки и звукосочетания, провоцируя младенца повторять их за вами.

  • Начинайте обучение с простых гласных «а» и «у», чередуя их произнесение, чтобы артикуляционный аппарат младенца учился переключаться со звука на звук;
  • освоенные гласные соединяйте с согласными «б», «п» — они наиболее просты в освоении для грудничков;
  • повторяйте изученные слоги и осваивайте новые, комбинируйте их;
  • во время занятий не перегружайте свою речь лишними словами и просьбами, для игры достаточно просто произносить необходимые для развития малыша звукосочетания;
  • у вас и дитя во время занятий должно быть позитивное настроение, только так речевые уроки пройдут с удовольствием и принесут крохе пользу.

Развитие во втором полугодии

Большая часть простых наименований, с которыми младенец ежедневно сталкивается, осваивается им до возраста 6 месяцев. После — начинается активная наработка пассивного словарного запаса, ребенок запоминает названия предметов, их цвета, формы и т.д. Малыш еще не может ничего сказать вслух, но вполне может показать, где лежит мяч.

Периоды развития речи

Нормы развития речи во втором полугодии имеют довольно размытые рамки. Сейчас у детей идет активная разработка речевого аппарата, малыши безустанно тренируются, произнося разные звукосочетания, чтобы до года иметь в своем запасе около 10-15 слов.

  1. С 8 месяцев ребенок активно подражает услышанным звукам и начинает произносить свои первые слова. Именно сейчас вы можете услышать от крохи долгожданное «мама».
  2. С 9 месяцев «несуществующий» язык, который изобрел ваш малыш, большими темпами пополняется новыми словами. Он старательно лепечет, подражая вашим разговорным интонациям и может даже «прочитать наизусть» знакомое стихотворение, сохраняя его ритм и темп.
  3. В 10 месяцев малыш с помощью узнаваемых «нет» и «да» способен высказать свое мнение на ваше предложение, сопровождая ответ жестами и яркой мимикой. Ребенок внимательно следит за вашей артикуляцией и вслушивается в звуки, старательно повторяя их.
  4. К 12 месяцам дети, как правило, имеют в своем активном словарном запасе от 5 до 10 слов. Некоторые слова еще упрощены, но вполне узнаваемы. Они могут состоять только из ударного слога («ба» — «собака»), строиться с опущенным «сложным» звуком («ко-ка» — «кошка») или иметь в основе звукоподражание («аф-аф» — «собака», «пи-пи» — «птичка»). Эта пока еще несовершенная речь все же является осознанной и это огромный прорыв для детей.

Занятия

Чтобы ваш кроха не отставал от нормы, важно создать определенные предпосылки для развития его речи. До года ребенок должен научиться повторять за вами слоги и слова и связывать наименования и конкретные объекты.

  1. Очень эффективно для развития речи чтение стихов с движениями. Такие занятия приводят в восторг малышей, и они готовы бесконечно просить вас повторить «Сороку-белобоку», «Мишку косолапого» и «Мальчика-пальчика».
  2. Важно научить малыша до года выстраивать логические связи «слово-предмет-действие». Для этого вы должны постоянно четко озвучивать все, что совершаете: «я даю тебе мяч», «папа принес ложку», «соска упала». Во время игр просите ребенка подать вам знакомые для него предметы.
  3. Поскольку речевые навыки тесно связаны с социализацией и последующим общением крохи со взрослыми или детишками, прививайте ему привычку здороваться и прощаться, махая ручкой. Малышам такие занятия очень нравятся, хотя при незнакомцах они поначалу смущаются. Постепенно к маханию рукой прибавятся и слова «привет» и «пока».
  4. Для развития речи очень важно много читать ребенку, особенный упор делайте сначала на простые ритмичные стихи с интересным ритмом. Малышам нравятся произведения С.Я.Маршака и К.И.Чуковского, их мелодика проста для запоминания, и даже не умеющий разговаривать кроха будет точно ее воспроизводить, подражая вашему чтению.
  5. Продолжайте артикуляционные игры, с 10 месяцев ребенок вполне готов осваивать сложные звукосочетания, копируя вас. Во время такого общения выявляйте звуки и слоги, которые крохе даются с трудом и активно тренируйтесь, пока не добьетесь приемлемого произношения.
  6. Из освоенных младенцем слогов постепенно составляйте реальные слова, подкрепляя их образом. Так, когда у малыша получится слово «мама», повторите его и укажите на себя. Попросите близких произнести «мама» и показать на вас, чтобы грудничок связал это слово с вами и понял, что именно вы так называетесь.
  7. При общении с дитя важно помнить, что на темпах его развития может негативно сказаться как ваша словесная скупость, так и многословность. Максимально убирайте из речи лишнюю «воду», сообщая ему только самое важное. При изучении форм, размеров или цветов не нужно «перемешивать» свойства: разбирая детали пирамидки называйте либо их цвет, либо размер, чтобы ребенок не запутался в понятиях.
  8. К концу первого года можно требовать от дитя произносить определенные слова. Если малыш тянет руки, желая, чтобы вы что-то подали, просите его сказать слово «дай». Впоследствии вы таким же образом будете игнорировать его безмолвные жесты, провоцируя произнести название предмета, который ребенок желает получить.

Ежеминутные речевые занятия во младенчестве очень важны для развития детей. На протяжении первого года вы должны помочь своему крохе освоить большую часть звуков и звукосочетаний родного языка, а также подкреплять слова реальными образами, чтобы малыш мог их связать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector