Развитие ребенка в первый год жизни – очень важный этап в его становлении. Особенным значением обладает первый месяц после рождения, поскольку в данный период новорожденный активно подстраивается под новые для него условия, знакомится с совершенно иным окружающим миром и делает открытия в использовании своего тела. И хоть у нас создается впечатление, что сейчас с малышом не происходит ничего особенного и кардинального, все же развитие младенца проходит довольно бурно, и, несмотря на довольно статичное положение ребенка и однообразный режим, все же с ним нужно заниматься.
Многих родителей интересует, правильно ли проходит развитие новорожденного, и они стремятся у педиатра или с помощью интернета найти информацию, что должен уметь месячный ребенок. Понятно, что в таком возрасте, спустя всего месяц после рождения, у младенца вряд ли будут появляться какие-то конкретные навыки, его развитие в основном будет заключаться в наборе веса, увеличении роста и количестве выпиваемого молока за одно кормление.
Содержание
Рефлексы и движения
Для того чтобы малыш после рождения лучше адаптировался к новому окружающему миру, природа заложила в него ряд рефлексов, часть из которых со временем уходит, а другая часть перерождается в осознанные движения или же остается в первозданном виде на всю жизнь. К последним относятся, например, кашлевый рефлекс, чихание, вздрагивание и моргание. Остальные неосознанные реакции организма новорожденного на раздражение извне легко проверить самостоятельно:
- хватательный рефлекс. Если дотронуться до ладошки грудничка кончиком пальца, он обязательно сожмет его в кулачок. Дети будут неосознанно хватать все, что вы вложите в их ручки. В этом возрасте полезно заниматься с младенцем, давая ему нетвердые игрушки, такие упражнения постепенно укрепят навыки хватания у малыша.
- сосательный рефлекс. Если вы проведете по губкам новорожденного пальцем, соской или соском – он сложит их особенным образом и начнет сосать.
- подошвенный рефлекс. При проведении по стопе малыша пальцем, он одернет ножку. Если дотронуться до участка под пальчиками на ноге, дети стремятся сжать стопу словно в кулачок. Такое упражнение очень полезно для профилактики формирования плоскостопия у малыша.
- поисковый рефлекс. Если коснетесь щеки грудничка, он незамедлительно повернется лицом в эту сторону в поисках груди. Особенно важен этот рефлекс для детей первой недели жизни, когда они плохо видят и не узнают окружающие их объекты.
- рефлекс Бабинского. Проявляется в повороте стопы и расхождении пальчиков при проведении пальцами по наружному краю стопы. Если начинать делать грудничку массаж стоп с рождения, опираясь на подошвенный рефлекс и рефлекс Бабинского, вы можете значительно уменьшить риск возникновения плоскостопия.
- плавательный рефлекс. Проявляется в том, что грудничок начинает совершать характерные для плавания движения ручками и ножками, если его положить на живот.
- рефлекс ходьбы. Малыш будет имитировать движения при ходьбе, если его держать вертикально так, чтобы он дотрагивался ножками до какой-то поверхности.
Но помимо рефлекторных движений, у некоторых малышей этого возраста наблюдаются вполне осознанные действия.
Новорожденный на первом месяце уже может поворачивать головку и даже приподнимать ее ненадолго, лежа на животе.
В период бодрствования груднички активно двигаются, к четырем неделям время, свободное ото сна время становится весьма динамичным. Чтобы помочь малышам развиваться, старайтесь не пеленать их туго и во время, свободное ото сна, выкладывайте на животик или на бок.
Органы чувств
Зрение
Хоть малыши и дальнозорки в этот период жизни, все же они способны фокусировать ненадолго свой взгляд на статичных предметах и следить взглядом за движущимися яркими предметами. Со временем глазные мышцы новорожденного будут становиться все сильней, и к трем-четырем неделям он может дольше концентрироваться на окружающих его объектах. В первый месяц жизни рекомендуется повесить над малышом какие-нибудь игрушки-погремушки на расстоянии 50-70 см от его глаз, чтобы, стараясь разглядеть их, грудничок тренировал свои глазные мышцы.
Слух
Грудничок в первый месяц жизни реагирует на громкие звуки, услышав их, дети вздрагивают. Отмечается, что новорожденные узнают мамин голос, поэтому в периоды бодрствования чаще ласково разговаривайте с малышом, пойте ему песенки и рассказывайте, чем занимаетесь. Когда грудничок не спит, включайте ему негромкую мелодичную или классическую музыку, которая может положительно и успокоительно повлиять на него.
Осязание
Движения грудничка в основном еще неосознанные и неподвластные ему. Но вы можете развивать его моторику, пользуясь врожденными рефлексами. Вкладывайте ему в ручки мягкие погремушки, и он инстинктивно будет зажимать их в кулачке. Со временем новорожденный начнет осознанно тянуться к игрушкам и брать самостоятельно их в руки.
Эмоции
К концу первого месяца многие родители с радостью отмечают проявление положительных эмоций на лице новорожденного. К четырем неделям малыш начинает осознанно улыбаться, когда с ним разговаривают близкие люди. Кроме того, новорожденные чувствуют настроение находящихся рядом людей, если мама расстроена и раздражена – грудничок может тоже плакать. Поэтому очень важно создать дома атмосферу доброжелательности и нежности.
Сон
Новорожденный в первый месяц спит от 15 до 20 часов в сутки, просыпаясь на кормление примерно раз в три часа. Как и у взрослых, у малыша наблюдается две фазы сна: глубокая, когда младенец полностью расслаблен, и неглубокая, когда у ребенка становится неровным дыхание, и отмечаются непроизвольные подергивания конечностей. Состояние дремоты некоторые педиатры относят к третьей фазе сна, которое протекает тогда, когда дети лежат с полузакрытыми глазами во время кормления.
Вес и рост
В первую неделю после рождения грудничок сильно теряет в весе, поскольку его организм переживает значительный стресс, перестраиваясь под новые условия жизни.
Прибавка в весе в целом за первый месяц после рождения составляет от 600 грамм до килограмма, увеличивается примерно на 2 см окружность головы, а рост – на 3 сантиметра
Физическое развитие в первый год у ребенка идет активными темпами, поэтому вам лучше быть сдержанней при покупке нарядов для новорожденного, поскольку он может довольно быстро из них вырастать.
Кормление
В первый месяц жизни очень важно наладить кормление малыша. Если ваш ребенок находится на искусственном питании, вы можете, придерживаться установленного еще в роддоме режима питания. Если же у вас есть грудное молоко, лучше кормите новорожденного по требованию, безо всякого строгого расписания. Такая методика не только позволит вам насытить малыша, но и поможет наладить процесс лактации.
- На первой неделе жизни ребенок съедает около 60 мл молока за одно кормление, постепенно его желудок растягивается, и потребности в объемах растут.
- К концу второй недели жизни он может выпить до 90 мл питательной жидкости.
- В возрасте 1 месяца после рождения аппетиты малыша возрастают, и ребенок может съесть за один прием пищи около 110 — 120 мл молока.
Объем молока, съеденного за одно кормление ребенком, находящимся на искусственном вскармливании, вы всегда можете визуально оценить. Сложней дело обстоит с грудничками, которые пьют материнское молоко. Выяснить, достаточный ли объем съел малыш, можно только лишь взвешивая его до и после приема пищи.
Чему нужно уделить особенное внимание в этот период?
Пупочная ранка после выписки из роддома будет заживать еще примерно две недели. Вам нужно будет делать ежедневную обработку остатка перекисью водорода и зеленкой и внимательно следить, нет ли под корочкой обильных выделений.
В этом возрасте малыша необходимо показать ряду узких специалистов. Ребенка должны осмотреть: лор, окулист, ортопед и невропатолог. Такая комиссия нужна для диагностики патологий, выявив которые, врач может назначить вам необходимые медикаменты и физиолечение. Если заниматься диагностированными заболеваниями с самого начала и делать все возможное для избавления ребенка от них, то довольно быстро можно достичь положительного результата.
Поскольку грудничок видит пока довольно плохо, а мышцы его глаз недостаточно сильны, регулярно проводите недолгие занятия с ним. Показывайте ему яркие крупные предметы и наблюдайте, сфокусировался ли взгляд малыша на объекте. Затем плавно перемещайте игрушку в сторону – новорожденный должен следить за ним взглядом. Малыш может немного понаблюдать за предметом и устать, но этого времени вполне хватает для тренировки мышц и чтобы отработать необходимые зрительные навыки.
Чаще давайте телу малыша отдохнуть от пеленания, укладывайте его на одноразовую пеленку и позволяйте немного «подышать». В это же время делайте ему легкий массаж, вкладывайте ему в ручки нетвердые игрушки, развивая хватательные навыки.